понедельник, 21 ноября 2016 г.

«Прекрасней всех – кино»

«И нам, конечно, лгут,
Что там тяжелый труд.
Кино - волшебный сон,
Ах, сладкий сон»


Песней Александра Зацепина и Фёдора Хитрука открыли вечер отечественного художественного кино. Про кино на своей творческой встрече рассказал ученый, любимый многими студентами лектор и кандидат филологических наук Вячеслав Васильевич Яковлев.


– Я не киновед, не искусствовед, и, тем не менее, эти два последние года стали для меня плодотворными и радостными. Прошлый год – литературы, этот год – Год кино. Я говорю о кино, но чаще всего применительно к литературе. Это предмет моей работы, предмет того, чему я вообще посвятил свою жизнь. Литература и кино – мои увлечения с самого-самого раннего детства. Когда я в детстве попал в больницу, я согласился идти туда только с книжкой. Когда меня спрашивали: «А кем ты станешь?», я отвечал: «Стану писателем». Но писателем я не стал, но надеюсь, что, по крайней мере, читателем я стал.



А примерно в середине 50-х годов я впервые оказался в кино – это было потрясение. Видеть, как старик Хоттабыч и заколдованный мальчик - это было нечто такое, что не давало спокойно жить. Жили мы в таком деревянном бараке. И я вытаскивал на улицу одеяло, приглашал пенсионеров. Они рассаживались на скамейку, говорил им: «Я Старик Хоттабыч», садился на ковер-самолет и летал. Литература и кино – я в этом жил. Сейчас я понимаю, сейчас у детей и школьников другие увлечения. Я занимаюсь со школьниками, провожу анкетирование. «Что вы читаете?» - они читают нечто другое. «Что вы смотрите?» - оказывается, и смотрят мало. А у них есть просто на просто другие занятия. У нас была литература и кино. С тех пор, как я сыграл Старика Хоттабыча, прошло уже 60 лет. Но тем не менее эта любовь не прошла. Я не буду говорить об истории и этапах. Я скажу только одно: у нас было замечательное кино. Первое представление российского фильма состоялось в Кремле 1908 года. То есть российскому кино уже 108 лет. И уже тогда российский фильм был связан с литературой: он назывался «Понизовая вольница» (Пр. ред - режиссер Владимир Ромашков), был основан на песне о Степане Разине. И с тех пор русский кинематограф шел рука об руку с литературой.


На встрече Вячеслав Васильевич показывал отрывки из фильмов, на примерах разбирал российское кино, его связь с литературой, возможности и варианты экранизаций литературных произведений.







А расстается аудитория с Вячеславом Васильевичем Яковлевым ненадолго – уже 15 декабря в «Открытом университете» ПетрГУ пройдет его открытая лекция по М.Е. Салтыкову-Щедрину.


                                                                                                                               ЮЛИЯ БАРАЕВА

ФОТО: В. ГРИГОРЬЕВА









Комментариев нет:

Отправить комментарий