среда, 19 октября 2016 г.

Стивен Кинг «11/22/63»


В далеком 1974 году, когда Стивен Кинг был простым школьным учителем, работающим на ставку где-то в окрестностях Мэна. Он задумал написать роман о путешественнике во времени, который отправляется в 1963, чтобы предотвратить убийство 35 президента Соединенных Штатов Джона Фитцджеральда Кеннеди. Однако вскоре будущему «королю ужасов», имя которого в современной массовой культуре стало нарицательным, пришлось отказаться от этой идеи. Во многом это было обусловлено тем, что, во-первых, подбор и поиск необходимых материалов для будущей работы отказался непосильным трудом для провинциального преподавателя, а, во-вторых, с момента смерти Кеннеди прошло всего девять лет и, со слов самого Кинга, «рана оставалась слишком свежей». И вот, спустя 37 лет, уже будучи одним из самых известных и наиболее влиятельных писателей двадцать первого века, Стивен Кинг воплощает в жизнь свою давнюю задумку. И 800-страничный роман, оказавшись на прилавках книжных магазинов по всему миру, моментально становится бестселлером, встреченным восторженными овациями читателей и теплым приемом критиков.

Центральная сюжетная канва романа осталась прежней: главный герой – Джейк Эппинг – обнаруживает «кроличью нору», являющую собой
временной портал, в дешевой закусочной своего приятеля - медленно умирающего от рака Эла Темплтона. Со слов последнего, он уже несколько раз отправлялся в прошлое, пытаясь во что бы то ни стало предотвратить страшную трагедию, но все его попытки хотя бы как-то повлиять на ход событий и изменить их в лучшую сторону были тщетными. Поскольку он, Эл, уже слишком стар и, кроме того, опухоль с каждым днем нещадно губит его организм, миссия по спасению президента теперь возлагается на Джейкоба. Отличной от ряда других художественных произведений чертой, повествующих о концепции путешествия во времени, является изображение самой «норы», а точнее – ряда ее принципиальных особенностей. Например, портал каждый раз отправляет путешественника в один и тот же 1958 год в одно и то же время, что создает, в частности, трудность для главного героя, которому приходится пребывать в чужом для себя времени целых пять лет, чтобы дождаться покушения на президента в 1963 году; повторное использование «кроличьей норы» как бы стирает, сбрасывает все изменения и корректировки в прошлом, совершенные в предыдущий раз. К слову, с прошлым тут тоже не все так просто: оно представлено этаким капризным «живым» существом, которое не хочет, чтобы его изменяли, и всячески противится любому вмешательству, то тут, то там строя козни герою («Прошлое не хочет, чтобы его меняли. Прошлое упрямо.»). При этом, чем существеннее изменение, тем более сильное сопротивление будет оказано. В довесок к этому добавляется так называемый «эффект бабочки», в соответствии с которым все события, повлиявшие на прошлое, преломившие привычное течение истории, имеют серьезные последствия в будущем. Таким образом, Джейкобу предстоит, играя по этим правилам, пройти сложный и полный опасностей путь, прежде чем дойти до конечной цели.

Кинг в своей традиционной манере умело работает со словом. Фолиант, состоящий, с преувеличением, почти из тысячи страниц, написан плавным нарративом, и его интересно читать. Герои хорошо прописаны: терзаемые несчастиями и крайне подавленные жизнью, они одновременно похожи на всех персонажей кинговской прозы и, в то же время, не похожи ни на одного. Автору не занимать психологической глубины: действующие лица не прямолинейны – с одной стороны, весьма одиозны и, с другой, чересчур положительны они являют собой образы реальных людей, не остаются бестелесными и представлены в развитии. С любовной линией тоже все в порядке, в каком-то смысле она даже является лейтмотивом всего романа, поскольку в определенный момент действиями главного героя движет именно чувство влюбленности. 

Нетипичный Кинг: удивительно, как автор, ассоциируемый прежде всего с призраками и монстрами, вдруг выпускает произведение, резко выходящее за рамки его привычного творчества. Безусловно, тут присутствуют элементы нереального, но фантастическая подоплека выступает скорее инструментом, необходимым для выражения главной идеи романа: за каждый совершенный поступок так или иначе приходится нести ответственность, и порой даже благие деяния могут обернуться трагедией. 

Несмотря на многочисленные споры и пререкания, Стивен Кинг все-таки – большой автор, и «11/22/63» - очередное тому подтверждение. Стараясь вырваться за границы основного сюжета, автор посвящает огромные блоги текста раскрытию второстепенных линий повествования, и это отлично работает, при этом структурно роман не выглядит монотонным и изрядно перегруженным. Конечно, в данном произведении, как и в других работах, Кинг не стремится расширить подтекст, сделав произведение более полемическим, и в этом, как раз, заключается причина, по которой нельзя поставить его в один ряд с другими известными современными писателями, ставшими при жизни классиками, - Франзеном или Пинчоном, например. Так или иначе, вопреки простоте работ Кинга, все они наделены густой атмосферой и точным языком, и, что самое важное, их не скучно читать.

Назад в Будущее


В Петрозаводске в «Доме Куклы» имени Татьяны Калининой проходит выставка «Сделано в СССР», где представлена история ленинградского дизайна 1940 -1990-х годов. 

Для нашего города это первое сотрудничество с Санкт-Петербургским Союзом Дизайнеров. Зрителю предоставляется возможность познакомиться с историей. 16 декабря 2017 года союзу исполняется 30 лет; на выставке вы увидите лучшие работы членов-учредителей союза, стоявших у истоков его создания в 1987 году.

В экспозиции вы узнаете, кто придумал наушникам всеми узнаваемый вид, кем и по какому принципу создавалась дизайн-программа «Эрмитажа», о какой меблировки мечтали советские люди, как выглядел телевизор КВН. 

«Это интересный отход назад, посмотреть, как это начиналось. Многие, придя сюда, могут увидеть разработку предметов из своего детства: телефоны, наушники, степлер», - комментирует директор галереи Мария Бабаева.

Членов «Союза дизайнеров» объединило понимание значимости своей роли в культуре и экономике, в улучшении качества жизни и формировании комфортной и эстетически приятной среды обитания людей. Совместные усилия профессионалов сделали дизайн важнейшим инструментом в социально-экономическом развитии страны. 



Выставка проходит до 5 ноября. Приходите знакомиться с талантливыми дизайнерами XX-го столетия, спроектировавшими жизнь своего поколения!

Новость Виктории Тикка

Лучшие проекты выберут петрозаводчане завтра


В большом зале Администрации пройдет голосование - участники выберут три лучших проекта, которые  Городской совет Петрозаводска направит на участие в конкурсе на предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия.
В рамках программы поддержки местных инициатив каждый победивший проект получит финансирование в размере 1,5 млн рублей, 160 тысяч рублей необходимо найти в виде спонсорской и частной поддержки. 
На сегодня поступило 10 заявок по благоустройству городских территорий, среди которых - восемь проектов по благоустройству, по развитию центра поддержки некоммерческих организаций и по ремонту велосипедной дорожек. 

Источник: сайт Петрозаводского городского округа и группа «Велодвижение VELOVE»