В день, когда случилась самая длинная
ночь в году, Петрозаводские киноманы смотрели отечественные фильмы начала
прошлого века.
Хохот над комедиями не оставлял сомнений – на экране шедевры.
Нестареющие кинокартины были немыми, но в тот вечер они зазвучали гитарой,
трубой, фортепьяно, баяном, ударными… И даже стиральной доской.
21 декабря в
кинотеатре «Премьер» завершился проект «Немое
кино плюс живая музыка». Фильм-концерт совпал с днем зимнего солнцестояния.
«Это символично, ведь кинематограф вершится в темноте», – улыбается со сцены руководитель проекта, музыкант и преподаватель консерватории Андрей Дикоев.
«Месть кинематографического оператора» (1912) - анимационная
комедия об изменах в мире насекомых.
«Стрекоза и муравей» (1913) - экранизация трагической басни Ивана Андреевича Крылова, в которой роль стрекозы почему-то досталась кузнечику с крыльями.
И «Межпланетная революция» 1924 года - мультфильм о борьбе пролетариата и буржуазии, на Земле и на Марсе. Смысл фильма понять не так просто, но зато из его раскадровки, на мой взгляд, получилась бы полноценная выставка. Где каждый кадр-картина – произведение искусства.
«Стрекоза и муравей» (1913) - экранизация трагической басни Ивана Андреевича Крылова, в которой роль стрекозы почему-то досталась кузнечику с крыльями.
И «Межпланетная революция» 1924 года - мультфильм о борьбе пролетариата и буржуазии, на Земле и на Марсе. Смысл фильма понять не так просто, но зато из его раскадровки, на мой взгляд, получилась бы полноценная выставка. Где каждый кадр-картина – произведение искусства.
«Это некий анимационный памфлет. Воображение художников поражает. Визуальный ряд уводит нас в современность. Образы подобны картинам Дали и прочих сюрреалистов», – комментирует фильм Андрей Дикоев.
Теме измен в тот вечер уделили особое внимание. Следующая картина «Стенька Разин. Понизовая вольница» 1908 года показала трагическую ревность Степана Разина к княжне. Шестиминутный фильм с историческим сюжетом и обилием массовки считается первым в России художественным фильмом.
Напоследок остались две комедии.
«Усердый денщик» – первая русская кинокомедия, снятая в 1908 году. В тот вечер ее озвучил контрабасом один музыкант – Мирослав Володин.
К слову, организаторам даже не удалось выяснить полное имя режиссера – так мало о фильме осталось информации.
Завершил фильм-концерт «Нини-Налог-Неприятность» или «Н+Н+Н» 1924 года, который озвучила задорными хитами типа «Magic People Voodoo People» известная по всей России группа DROLLS.
«Любая музыка обогащает киноряд.
Особо играть иногда даже не нужно, – считает организатор Андрей Дикоев. – Кино – это искусство синтетическое, без
звука оно жить не будет»
Конечно, о музыке того вечера, которая оживила и осовременила черно-белые ленты, стоит написать отдельно.
21 декабря
герои немых кинокартин начала прошлого века проживали свою короткую жизнь под
музыкальное сопровождение студентов и преподавателей Петрозаводской
консерватории.
Кроме известных инструментов типа гитары или трубы, в озвучивании поучаствовала мандолина, африканский народный инструмент казу, сигудэк – щипковый музыкальный инструмент народов Коми… И даже стиральная доска, на которой в специальных перчатках играл музыкант Владимир Рёхов. Нам удалось рассмотреть самый необычный инструмент и поговорить с его обладателем:
Кроме известных инструментов типа гитары или трубы, в озвучивании поучаствовала мандолина, африканский народный инструмент казу, сигудэк – щипковый музыкальный инструмент народов Коми… И даже стиральная доска, на которой в специальных перчатках играл музыкант Владимир Рёхов. Нам удалось рассмотреть самый необычный инструмент и поговорить с его обладателем:
– В афише сказано, что сегодня мы
услышали «импровизированное музыкальное сопровождение». Действительно ли это была полная импровизация?
– Не совсем. У нас есть
готовая канва, мы репетируем, разучиваем конкретные части. Но в определенные
моменты – это полная импровизация, мы должны подстроиться под картинку на
экране. Это трудно.
– А сколько раз до выступления вы смотрели
эти фильмы?
–
Всего у нас было пять репетиций, поэтому не менее 5 раз.
С подобным проектом в Петрозаводск не раз приезжали музыканты из Норвегии. Интересно, не связаны ли эти кинопоказы?
С подобным проектом в Петрозаводск не раз приезжали музыканты из Норвегии. Интересно, не связаны ли эти кинопоказы?
«Нет, никак. Хотя с организаторами мы знакомы», – отвечает Андрей Дикоев.
– Но норвежский проект вдохновил вас как-то?
– Было такое. 3 года назад я впервые попал на этот проект. А вообще еще раньше было… Есть такая группа – "Yarga sound system" с Александром Леоновым и Ольгой Гайдамак, когда-то я в ней участвовал. Буквально пару-тройку месяцев. Одним из их проектов было как раз озвучивание немого документального кино. Мы озвучивали фильм о строительстве железной дороги до Беломорска, который был снят в двадцатые годы. Интересным оказался проект… – вспоминает музыкант, – потом я видел, как уже сама Ольга Гайдамак участвовала в норвежском проекте, который в этом году в «Калевале» шел. И в прошлом году приезжал Андрей Кондаков (композитор и мастер импровизации, который озвучивал «Третью Мещанскую» в «Калевале» - прим. автора)… Это очень интересно. Понятно, что нам конкурировать с ними сложно очень, потому что это выдающиеся музыканты. Но это здорово, и мы будем продолжать работать на эту тему.
«Я вижу этот проект больше
образовательным, чем развлекательным. Он больше для нас самих, участников, чем
для зрителей иногда даже, – улыбается Андрей Дикоев, – потому
что мы отрабатываем новые для себя технологии, учимся пониманию, что можно
такого сыграть, чтобы оживить картинку, и без того интересную, конечно. Но,
сами понимаете, глядя просто на картинку, как в последнем фильме, это, может,
не так было бы весело и смешно, как это представила группа DROLLS. Юмористическая
сторона фильма в разы возрастает. Музыка является неким катализатором, который
обогащает содержание и придает ему многомерную форму».
–Есть мнение, что советский кинематограф был успешнее современного российского. Согласны ли вы с этим?
–Есть мнение, что советский кинематограф был успешнее современного российского. Согласны ли вы с этим?
–Как
киноман, я считаю, что гораздо успешнее. С другой стороны, есть великие традиции
русского кино. И сила русского кинематографа заключается в первую очередь в
таких жанрах, как драма и комедия. Понятно, что нам никогда не тягаться с блокбастерами,
да и не нужно. У голливудского кино как раз драмы и комедии совсем иного
уровня, хотя тоже встречаются шедевры, и у нас есть свои шедевры.… Я не думаю,
что надо как-то сравнивать.
– Какой ваш любимый фильм, если не
секрет?
- У меня нет
любимых фильмов. Есть любимые режиссеры. Фильмом любимых практически не осталось,
потому что, если фильм очень хороший, то, как правило, режиссер очень хороший.
А если режиссер хороший, все фильмы у него хорошие (улыбаеся). Рано или поздно,
если начинаешь смотреть одного режиссера, понимаешь, что интересна личность автора,
его гений, а не отдельно взятый фильм. Хотя, конечно, любимые есть, которые
люблю пересматривать. Среди отечественных – это «Сталкер», «Жертвоприношение» Тарковского…
Почти весь Тарковский. «Кин-дза-дза!». И комедии, тот же Гайдай: «Бриллиантовая
рука» и другие. Из современных режиссеров – это Джим
Джармуш, весь.
Джармуш, весь.
ЛИАНА МАНСУМОВА
ФОТО: ЭДУАРД ТУР