вторник, 11 октября 2016 г.

Как "семиконечная" приехала Бегемот

Давненько в Петрозаводск не заглядывали поэты из Санкт-Петербурга. 9 октября в клубе Бегемот состоялся поэтический вечер Антона Володина. Антон именует себя воблодилером всея Петербурга и приехал в Петрозаводск презентовать свою первый сборник стихотворений. Он, кстати, по слухам, должен быть потрясающим.


Уютное пространство Бегемота, приглушенный свет и небольшое количество людей за столиками создает почти домашнюю атмосферу. Как на чьей-нибудь ночной кухне, где кружком сидят люди, изредка  потягивают пиво  и слушают того парня. Это который стоит в черном, сильным голосом читает стихи  и периодически достает книжку из заднего кармана брюк.
«Рад вас всех видеть сегодня! В Петрозаводске я был три года назад и не успел забыть этот город», - приветствует всех Антон и начинает свое выступление. 
Сначала читает произведения знакомых поэтов, например про парня-гопника и несколько других.

 «Мой парень – гопник с Вторчермета,

А я чикуля с ЖБИ.

Мы знаем таинство секрета

Большой и искренней любви:

По банке «Балтики» по третьей,
Район, январский снегопад.
Мы как Монтекки с Капулетти.
Ну, только предки не бузят»
Отрывок из стихотворения А. Аксёновой


Народ в зале слегка замерзший после улицы, сидит и оттаивает. Пришел послушать Володина, а тебе приятным бонусом читают еще несколько хороших вещей, причем отобранных самим поэтом. Закончив делиться произведениями других, Антон представляет собственные.
« С аплодисментами не заморачивайтесь», – но наоборот, захотелось аплодировать больше и громче. Свои стихотворения Антон не публикует в сети, есть только несколько видео  да аудио. Поэтому  у Петрозаводска была отличная возможность услышать их живьем, пообщаться с Антоном и приобрести его сборник.
Читаются в микрофон стихи, монологи. Произведения Антона Володина подкупают своей искренностью, правдивостью. Нет фальши и мишуры. А есть серьезные темы, которые часто жизнь преподносит кому-то из нас.

« Мой дед теряет память.
Я – друзей».
Отрывок из стихотворения А. Володина



«Что-то вы притихли», теперь начинается беседа, параллельно с чтением стихов. С каждым прочитанным текстом в зале становится теплее и как-то активнее. Появляются робкие вопросы к поэту, потом все чаще и больше – Антон никого не торопит, отвечает про  поэтов, общих знакомых и незнакомых  и про то,  зачем вообще творческому человеку переезжать в Петербург. «Многие едут за мифом, что Питер им что-то даст. Это не так. Питер все заберет и подкинет трудностей. Если вы вытерпите все  испытания, то может быть, он вас примет».  Сам Антон живет в Санкт-Петербурге  5 лет. 
«В наши дни стыдно знать только одну Полозкову!», – это начало  доброго спора со зрителями. Из поэтов  Антон отмечает Ивана Пинженина, Марину Кацуба, Сергея Белозерова, Егора Сергеева и других. За разговорами время идет быстро, а рассказывать «вкусно» Антон умеет, не зря проработал экскурсоводом в Сочи. Встретитесь лично, спросите, почему он перестал есть сладкое и при чем тут Челябинск, будет интересно.
« Мне понравилось здесь! Уютно, хорошо с вами. Не хочется уезжать, но придется», – еще пара стихотворений и вечер подошел к концу.
Но специально для Новой Страницы Антон Володин дает интервью перед тем, как сядет в поезд.

- Тебя не огорчило то, что на выступление собрался не полный зал?
-Вообще нет! Это, наоборот, меня даже подбадривает, я выхожу на сцену в какой-то степени ради адреналина,  который мне нравится. Чем меньше людей в зале, тем  как-то сложнее начинать говорить, ты  волнуешься. С большим количеством людей я, например, расслабляюсь. И совершенно теряю какое-то волнение. Как будто сам с собой разговариваю. А когда в зале 10-,20 человек, я наоборот как-то внутренне себя подхлестываю, и мне от этого становится еще интересней представлять людям то, чем я занимаюсь.
У меня в Челябинске в  этот раз было 3 человека на выступлении, там, конечно, меня немного подвели, но для меня выступление было «по кайфу». Я выступал в большом кинотеатре, одном из самых старейших кинотеатров в России, ему больше ста лет! Читал в небольшом зале, в котором примерно сто посадочных мест. На первом ряду сидят три девочки, которые пришли меня слушать. И я для них читал всю программу, а потом мы отправились гулять по Челябинску.
- Ты приехал в Петрозаводск в рамках поэтического тура-презентации своей книги. Ты пишешь, что сборник – это первая поблажка за целых 7 лет для людей, которым хочется почитать твои стихи. Неужели никогда не хотелось взять и вылить материал на людской онлайн суд?
- Допустим, я никогда не употреблял алкоголь, не курил, так и с текстами в сети. Как-то не получалось их туда выкладывать. И я не такой уж мега-популярный, чтобы постоянно в паблике просили: «Выставь, выставь». Кому надо почитать, они просят. Раньше я мог скинуть в личку какие-то тексты. А потом меня уже все стали упрашивать выпустить сборник. Я и его не хотел печатать, но, скажем, звезды сошлись и так получилось. Честно, не хотел, до последнего противился, но все же его напечатали. И он получился!


 - Как же тогда людям решать, приходить  ли на выступление или нет, если они не знают твоих стихотворений?


-      - Приходить, однозначно! Люди же идут на фильм, увидев только один трейлер, который д ддлится 50 секунд. Они же не знают 99% фильма…
- Но на тебя же нет трейлера!
- Ну а что делать? Кому сейчас легко (смеется)?! Люди-то сразу решают, нравится ли им или нет то, что ты делаешь. Я заметил, что даже те слушатели, которым что-то не по душе,   по какой-то причине сидят до конца. Может быть, они эти 200 рублей за вход таким образом пытаются отбить, мол мне не нравится, но я буду до конца слушать! Но таких случаев у меня всего 2-3 было. В основном люди положительно относятся.


Из чего состоит сборник? У себя в паблике ты опубликовал эмоциональный пост, где упомянул: «Поэты обычно крайне бестолково относятся к своим первым книгам (то есть им кажется, что все круто и эти киты, сердца в огне и эта helvetica придают гениальности их виршам, но нет). Пытаются впихнуть как можно больше текста, как будто завтра очнется Коба и снова запретит всё и вся. Забивают книгу до предела, лишь бы была понажористее, дописывая в процессе издания нечто на скорую руку. За день до печати проводят редактуру, а то и всю вёрстку». У тебя все вышло иначе?

- Как видишь (показывает свой личный сборник, который периодически появлялся из заднего кармана), книжечка маленькая. Казалось бы, за 7 лет как я мог так мало написать? Во-первых, я в принципе пишу немного, во-вторых, в процессе обработки я и редактор – Валерия Мартьянова  сделали выборку именно тех текстов, которые здесь оказались в конечном итоге. Наш выбор совпал. Я считаю, пусть будет меньше, но лучше! Там те произведения, за которые мне не будет стыдно. Я не стану потом этот сборник сжигать, как это делают многие поэты со своими первыми книжками. Ты посмотри, какая красота. Он очень здорово сделан, за что спасибо Владимиру Вертинскому.

   Беру  посмотреть книжку. Красивая, стильная. Пахнет типографской краской.


- Мы понимали, что будем делать книжку, которую человек не просто купит и оставит на полке, а будет с удовольствием  держать в руках. Как настоящий поэтический сборник. Такое отношение было в 20 веке, раньше поэты старались их как-то украсить, превратить книгу в некий артефакт, такую занятную вещь, за которую люди через 100 лет будут отдавать миллионы. Я заметил, что многие люди покупают мою книгу не за текст, а за то, что она красивая. Мы продумали концепт и осуществили задуманное, поэтому она получилась такой.




Сувенирная открытка или сборная солянка – как найти золотую середину
-Еще замечал, что если  некоторые поэты делают книжки самостоятельно, то обычно это очень плохо получается. Потому что  люди не представляют, как книга должна выглядеть. Либо это превращается в сувенирную открытку, которую поэт в туре будет продавать или раздавать знакомым. Либо настолько ее перенасытит какими-то смыслами, образами  ненужными, картинками в картинках, 3-4 поддонными смыслами,  и даже набьет свои ссылки на профили ВКонтакте и Instagram

Я считаю, не стоит книжку  перенасыщать либо обеднять, нужно искать золотую середину. Мы ее нашли. С ребятами, с которыми создавалась эта книжка, мы работали в независимом книжном магазине «Мы», все представляли книжное дело в стране. Еще понимали, как должна выглядеть книжка современного поэта. Такая вот маленькая, удобная, которую можно даже в кармане носить или в сумочке. Мы заморочились, но сделали очень быстро. Когда ты знаешь, чего хочешь, все по накатанной идет, плюс мы понимали друг друга. 


- Наверное, много книжек уже продал?

В туре в городах покупают по 8-10 книжек, в среднем. Я еще ценник такой небольшой ставлю – 200 рублей, но со входом на вечер – это уже 400 рублей. Людям проще потом заказать у меня книжку, и я отправлю ее почтой. Мне очень нравится этот интересный ритуал: тебе присылают книжку  из Питера, с автографом, в красивом конвертике, с марочками. Мне кажется, это очень здорово, в этом есть своя прелесть и радость.  Это не просто прочитать стихотворение с красивой картинкой и песенкой в интернете.  Каждому свое, конечно, но я очень жалею сетевую поэзию. 


Очень интересное название ты выбрал для своего сборника «Семиконечная». О чем речь? О звезде? О дороге? О собственной жизни? 


- О чем угодно! Его нельзя вогнать в какие-то рамки, каждый человек может свой смысл придумать. В концепте книжки заложена цифра 7. Сборник поделен на 7 частей, здесь стихи за 7 лет моей творческой жизни, 7 людей делали эту книжку, мне 25 –  если сложить 2 и 5, получится 7. Просто пришло в голову название, так и оставил. Оно не привязано к текстам. Кстати, у стихов не было названий, их придумала Лера-редактор.  Тут нет дат, поэтому нельзя понять, когда я это написал: будучи в школе или за неделю до создания макета.
Фотографии тоже к тексту не привязаны: либо это мои друзья-поэты, либо просто фотографии, которые мне нравятся. Посмотри, весь сборник черно-белый, что отлично вписывается в стиль.


Как думаешь, будут ли когда-нибудь твои стихотворения изучать на уроках в школе?

- Одно точно будут, мне кажется – «Мой дед теряет память». Я уверен, что у каждого поэта есть ощущение, что он в какой-то момент уже написал текст или несколько текстов, которые останутся. Я думаю, что этот текст будет жить больше меня.


Когда ты ездишь по городам, у тебя в паблике появляются отчеты о поездках. Ты пишешь о том, что встречаешь на пути. А еще окна и почтовые ящики фотографируешь. Зачем?

- Когда я планировал тур, то придумал такую фишку: какие-то города я буду описывать по своим ощущениям и впечатлениям в формате блога. И подкреплять буду не просто фоточками достопримечательностей, а конкретно фотографировать 3 вещи: дверь, окно и почтовый ящик. Эти  вещи – своеобразная призма, через которую я бы смотрел на город.
Можно найти в каждом городе такую дверь, той ящик и такое окно, которые бы сразу все говорили о городе. Например, как в Вологде.


А вот в Перми я не нашел почтовых ящиков совсем! У меня было время погулять, я слонялся по центру, искал, заходил во всякие дворы – нигде нет! 

Я хотел пофоткать в Петрозаводске, пока шел сюда, но не успел. Но про ваш город мне есть что написать.


-В завершении, поделись тремя вещами, которые вдохновляют тебя на данный момент.

- Это поездки, впечатления от них и просто люди вокруг.


АВТОР ТЕКСТА: Вика Канивченко


ФОТО - Яна Булгакова