Передо мной сидит человек удивительной судьбы и с
пронзительными карими глазами. "Можно чашечку капучино?" Последняя
гласная выделяется бархатистым голосом, сладким, как сам кофе.
-Так-так...
- Приступим?
- Давай. (В его голосе звучит улыбка).
Александр Галиев актёр "Творческой мастерской"
делится воспоминаниями о поездке на конкурс "Открой рот" и следит за
жизнью Ван Гога.
- Ты рассказал, что
накануне у тебя была бессонница и, блуждая по интернету, случайно наткнулся на
конкурс. Как думаешь, случайностью ли это все было?
- Кажется, да. (Саша смотрит куда-то вдаль по лицу пробегает
волна задумчивости). В жизни, мне кажется, случаются такие вещи, когда...Когда
что-то само такое складывается... что нужно. (Задумчивая улыбка и добрая, с
хитринкой, усмешка).
- То есть думаешь,
что так и должно было случиться: ты примешь участие и…-
- Конечно, не думал, что должно было вот так случится, но
что-то есть такое...судьбоносное (чуть улыбается, слушает звук кофемашины и
музыки, почти заглушаемой автоматом)
- Ты знал, на что
шёл, или только догадывался? (Внезапно звук кофемашины обрывается).
- Вообще не очень представлял, честно говоря. Поэтому
наугад.
- Во время этапов в
Москве и Архангельске смотрел на других участников?
- Уже во время самого конкурса не сказать, чтобы прям...Во
время наших читок, где меня тренировали, там же проще подготовка, и я там
действительно отслеживал, что да как, что выгодно, что не выгодно, что мешает
людям, что помогает. И за собой отслеживал, что лучше.
- Вообще большая
разница между двумя площадками?
- Да, разница была конечно. Во-первых, в Архангельске у меня
было ощущение, что был более сильный состав участников. Я подумал о том, что
может быть, северные люди больше читают (улыбка чуть трогает его лицо), такие
они замкнутые, меньше солнца и может, дома сидят, читают. Ну да, на самом деле
в Архангельске был такой мощный состав участников, там действительно все читали
прям... (Делает паузу, все лицо выражает, какой сильный был состав). Хотя были
два человека, которые изредка позволяли себе ошибочки (из его уст это слово
звучит мягко как-то, кругло).
- Когда читал, вдумывался в текст?
- На самом деле...не сказать, что успеваешь вдумываться...
Кофе-брейк с черепом
Приносят капучино: большая круглая тарелка с кружевной
салфеткой, а на ней расписная чашечка. Я ловлю момент, даю Саше книгу в руки и
прошу попозировать немного.
Он вчитывается в текст Пантелеева. Судя по слабым отблескам
эмоций, "Республика Шкид" его устраивает. Читает сосредоточенно,
словно полностью поглощен романом. Или это хорошая игра, или правда книга
понравилась. Вдруг он поднимает на меня взгляд и продолжает.
- Вдумываться все равно надо, чтобы успеть поймать какую-то
мысль, чтобы её передать, мгновенно попытаться понять, что там происходит. Но
не всегда это получается, иногда вроде начнёшь читать и вроде бы понятно, что
там происходит, а потом дальше раэ - какой-нибудь поворот и ты такой: ооо, боже
мой, уже не понимаешь, что читаешь.
- А что тебе
попалось?
- В Москве мне попался Конан Дойль, что-то из Шерлока
Холмса, потом из поэзии мне попался Байрон... Стихотворение от лица черепа,
по-моему. Из него сделали бокал и пьют вино. Он рассуждает, что, может, лучше
быть черепом, из которого сделали бокал, чем черепом, который пуст.
У меня в мыслях всё больше вырисовывается картина из
несгоревшей рукописи Булгакова.
- Это же отсылки к "Мастеру и Маргарите" - в
голосе смешался вопрос и утверждение.
- Ну да, очень прикольное стихотворение, (чуть смеётся). А
вот ещё в одном туре, я даже не помню, что мне попалось (тут же хмурится).
Помню, что что-то провальное и я ни черта не понял.
- А имеет значение
артистизм, телодвижения, или нужно обыгрывать всё голосом?
- Наверное для всех по-разному. Кто-то действительно помогал
себе руками, а я, если начинал отвлекаться от книги, терял нить. Сосредоточение
было максимальное: не потерять мысль, не потерять строчку, а то внимание
отвлечется, а там уже следующее слово, и из-за того, то не был сконцентрирован,
его так "зверобоем" (отчетливо слышно р и б), не до конца прочитаешь.
- Как думаешь, такие
проекты способны привить любовь к чтению?
- Да, мне кажется... все, что связано с книгам, оно
концентрирует внимание на чтении. Во-первых, там были участники, которые
всё-таки в большей степени читающий народ. А во-вторых, сидишь там, слушаешь, и
тут: ой, интересное что-то, ой, а это из какой книги, так, себе записал
интересный какой-то отрывок. Есть некий центризм.
От критики до Марсианских хроник
- А ты сам вообще
любишь читать?
- Да, люблю. Всякое разное, не сказать прям, что я много
читаю, было бы времени побольше. А так, я люблю конечно театральную литературу.
Одно время любил мемуары, мне казалось, какая-то суть творчества там немножко
отражается. А так, люблю и театральные исследования, критику театра прошлого,
сегодняшнего. В прошлом были какие-то мощные витки театральные, люди собирались
и создавался очень мощный театр. Интересно понять, в чём его сила. Я от этого
как-то заряжаюсь, вдохновляюсь.
Недавно Циолковского
читал, очень было интересно. Стругацкие, Бредбери... В этих книгах бывают, мне
кажется, мощные философские мысли, которые, грубо говоря, меня тоже куда-то
толкают и мой мозг тоже заставляют двигаться. И это помогает быть живее
немножко, что ли. Бежишь, бежишь, что-то делаешь, и нет времени задуматься.
- А бывало ли, что, прочитав книгу, начинал перенимать от её
персонажей какие-то линии поведения, жесты, детали?
- По-разному, мне кажется, только у меня ощущение, то это
действует на бессознательном уровне. Помню, читал "Жажду жизни" про
Ван Гога. Жесткая книга... автор Ирэн Стоун, по-моему. Там рассказывается про
сумасшествие Ван Гога. Был такой период, когда мне казалось, что у меня вообще
крыша съезжает, я поворачиваюсь просто на профессии. Думаю, отчасти это было
связано с книгой. Я читаю про гениального человека, там описывается, как он
тотально сосредоточен на своей живописи, своём творчестве. А так как это
художественная литература, это интересно подано. Ты сразу вдохновляешься этим
человеком, но если вдуматься, то он реально там болен. Я же не вдумываюсь,
когда читаю, он мне нравится и это бессознательно на меня воздействует. А потом
уже происходит фильтрация, что это что-то не то.
Иногда живёшь, живёшь и находишь в себе какую-то черту.
Понимаешь, она может быть не очень хорошая и неудобная для жизни, драматичная
какая-то. И потом понимаешь, что эта черта взята от какого-то персонажа. Мне
кажется, даже с фильмами такое бывает - посмотришь, и начинаешь действовать как
он.
- Возникало желание поставить
спектакль по прочитанному произведению?
- У меня так было со Стругацкими. Я читал роман "Град
обреченный" и он меня восхитил. Мне кажется, там концентрированно и мощно
описывается духовная жизнь мужчины. А ещё у Бредбери "Марсианские
хроники". Там не сказат, что у меня была концентрация на какой-то роли,
меня захватило внутреннее состояние этого рассказа. Я думал, как было бы это
интересно поставить на сцене, но совершенно не представлял, как.
Юлия ТАПИО