Это нельзя описать с точностью
до мелочей.
Перфоманс каждый понимает по-своему, и в этом главный его плюс.
Его участники — студенты
кафедры актёрского мастерства Консерватории имени
А.К. Глазунова с энтузиазмом обсуждают
мой вопрос на тему того, какова была идея создания представления. «Нам просто дали
материал», — рассказывает Юрий Луговых. «Вот здесь такая тема, а здесь такая. А
дальше мы развили из этого все, что приходит к нам в голову. Всё, что мы делаем
на эту тему, просто по наитию у нас идёт... Хотя какие-то контрольные точки для
себя отмечены». «Это как скелет» — добавляет Ксения Ширякина. «У нас есть какие-то
контрольные точки, а вот здесь надо сделать это, значит, после этого у нас есть
три минуты, что мы можем что угодно делать, а в итоге нам нужно прийти вон в ту
точку».
«Такая же история и у музыкантов.
У них есть план определённый, программа, и они, собственно тоже внутри этой программы
могут делать все, что они хотят. В этом-то и соль, что все мы имеем общую канву,
но друг от друга независимы. Свободны, но опираемся по ходу на друга» — заканчивает
девушка.
Дальше ответы следуют вперемешку.
— Подходит
ли такое маленькое помещение для большой импровизации? Тяжело было сегодня работать?
— Да нет.
Нам нормально. Мне кажется, такая маленькая андеграудная тема Убежища органично
слилась с неакдекватными вещами, сюрреализмом. Почему нет? Такое тоже может быть.
— Планируете
продолжать эту тему?
— Если нас
позовут и будет время, то конечно (почти в один голос).
— Как актёрам,
сложно ли переходить от заученных движений к импровизации и наоборот?
— Когда как.
Что значит заученные движения? Результаты, где уже готовый спектакль. Всё простроено,
технически, по свету и т. д. Но всегда есть место для экспромта. Даже если у тебя
одна сотая времени.
Ксения: У нас на одном спектакле
мы разбили главного персонажа (дружный смех). Я разбила бутылку чуть ли не в первой
сцене, а в ней вся соль. И ничего, мы выкручивались. А тут вообще полная свобода.
Можем делать что хотим и как хотим и как только в голову придёт. А вдруг что не
так, что-то упадёт. А ты должен работать по заученной схеме? Нет конечно. Надо же
как-то выкручиваться.
Юрий добавляет: «Я теперь
понял, что имел в виду товарищ из норвежского театра. Он приезжал давать мастер-класс
и говорил о том, что вот, мол, люди смотрят на то, как другие получают удовольствие,
ползая по сцене. Поначалу это было немножко непонятно, но теперь я понял».
— Как образовался
этот музыкально-театральный союз?
— Ну, все
наслышаны, что есть такая группа, я даже однажды была у них на концерте, — смеётся
Ксения. Я вообще в восторге от ребят. Это настолько профессионально, что когда Ирина
Николаевна сказала: «будет Asketics», я просто сделала так: «Да!» (разводит руками
в сторону).
«Я получил колоссальное удовольствие,
и зритель нас немножко...подпитал» — добавляет Юрий. «Просто мы актёры, а не пластические
хореографы, поэтому мы это ещё больше умеем, чем пластика. Мы получили несравненное
удовольствие, и разумеется, что это такой спектакль для своих, это не на Большую
сцену» — подводит итог девушка. В разговор включается ещё одна участница, Карина
Коновалова.
— Когда вы
импровизируете, у вас отключается сознание для «вхождения в роль»?
Юрий: Раз на раз.
Ксения: Вообще нет, не совсем.
Юрий: Нет, но мы отключаем
сознание, но когда мы понимаем, что подходит контрольная точка, мы включаем сознание.
Ксения: Не знаю, у меня в
этот раз не было такого, чтобы отключаться и все, круши, ломай.
Карина: Есть общий план —
где и что происходит. И мы придерживаемся его. Во всяком случае, на учёбе нам говорят
— 5 процентов контроля должно оставаться при любых обстоятельствах.
Ксения: Это хорошая свобода
и она как раз - таки ценится.
Под номером 1
Напоследок необходимо немного
поведать о самом Убежище, открывшемся всего два месяца назад. «Называется оно так,
потому что мы действительно взяли первое убежище Петрозаводска, оно называлось Убежище
№1» — рассказывает Алексей Деревлев. Музыкант также является и управделом клуба.
«Отреставрировали его, ввели в эксплуатацию, и теперь развиваем. Здесь всё было
сломано, не было полов, мы сносили несущие конструкции, делали глобальные строительные
работы. Наша задача какая? Мы хотим собирать совершенно разные проекты, потому что
музыкальная культура в каком-то смысле сейчас находится в упадке, народ очень пассивный,
мало ходит на концерты и перфомансы, ничего не хочет, и мы решили, что неактуально
собирать большую площадку для сбора народа. Лучше иметь маленькую, на которой каждый
раз собираются разные группы и что-то делают. И вот нам подвернулось это помещение.
К сентябрю мы надеемся добиться того, чего хотим и развернуться на полную катушку:
здесь будет различный арт плюс различные музыкальные течения.
Даже если взять эту неделю
— у нас каждый день абсолютно разная программа: в четверг релаксивное «пати», в
пятницу гранж с американскими гостями, ночью день рождения диджея, а в субботу приезжают
питерские диджеи — будет разброс от рока до техно. Все это хочется совмещать с арт-пространством.
Насчёт музыки — всегда приятно сотрудничать с Ириной Николаевной. Она сильно мне
помогла и многому научила. Я рад знакомству с ребятами, с которыми мы сделали перфоманс.
У них огромный потенциал и мне кажется, что наше сотрудничество будет развиваться
в разных областях. И выставка в частности. Эти картины — то, что надо. Эта выставка
подвинула нас на шаг вперёд».
Нечасто удаётся попасть на
такие постановки, а жаль. К тому же о них мало кто знает, так как не догадывается,
что за железными дверями неприметного здания может быть что-то интересное.