В какой последовательности нужно читать книги писателя Дмитрия Емца, почему Карлсон занимает особое место в его сердце, и откуда в доме писателя так много банок со сгущенкой?
Если идя
по проспекту Ленина ты вдруг попадаешь в поток школьников,
значит либо где-то раздают бесплатные игрушки (которые понравятся как старшим,
так и младшим классам), либо где-то происходит что-то не менее интересное.
«Новая Страница» побывала на встрече с Дмитрием Емцом в детской
библиотеке им. Морозова.
— Известно, что вы любите
Москву, а что насчет Петрозаводска?
— Я приезжаю
сюда уже в третий раз, так что мне многое здесь знакомо. Город каждый
раз очень сильно изменяется, становится всё лучше и лучше. В этот раз
меня очень порадовала набережная — там сейчас появился замечательный
спортивный городок, которого раньше не было. Город и раньше был
прекрасным, но теперь стал еще прекраснее. На всякий случай
я всегда вожу с собой свитер, но рад, что в этот раз попал
в хорошую погоду.
О своей литературе
— Когда вы начали писать?
— Первые
опыты были еще в школе. Я тогда читал где-то по четыреста
страниц в день, при этом зачитывался так, что к вечеру уже
не понимал, что происходит и где я нахожусь. В школе учился
на хорошие оценки — 4 и 5. Дома была печатная машинка,
и я как-то раз начал писать роман о молодом человеке, который
ехал к князю становиться дружинником. Какое-то время я подробно
рассказывал о том, как он едет, как он жил до этого, как
провел детство, но на девятой странице мне этот роман надоел.
Он еще не доехал до князя, когда упал с моста
и утонул.
— Много ли времени
уходит на написание новой книги?
— Если
это новая серия, то обычно по полгода, а так —
3-4 месяца.
— Есть ли у вас
книга, писать которую вам было интереснее всего?
— На этот
счет я придерживаюсь мнения, что нравиться должно то, чем
ты занимаешься конкретно сейчас. Когда тебе нравится книга, которую
ты написал несколько лет назад, то это немножечко
не здорово — в одну книгу, как и в одну реку, дважды
не войдешь, хотя, конечно же, я очень люблю серии про Таню
Гроттер и Мефодия Буслаева.
— Преимущественно ваши
книги — «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев», «Шныр» называют книгами для
детей и подростков, но встречали ли вы взрослых
поклонников своего творчества?
— Да,
есть люди разного возраста, которые читают мои книги, даже есть те,
которые начали читать их с детства. Прошло уже столько лет,
а они всё продолжают их читать. Вообще, если преследуется цель
вчитать ребенка в мои книги, то лучше читать в такой
последовательности: сначала Танька, потом Мефодий, потом Шныр. Если первые две
книги воспринимаются как равные, то Шныр — это чуть более взрослое
произведение.
— А больше нравится писать
для детей или для взрослых?
— Лучше
всего писать для себя. Если ты пишешь не для себя,
то ты делаешь это неискренне, не от сердца. Если для себя,
то здесь включается самоотдача, и тебе становится интересно.
А если начинаешь подстраиваться, то через какое-то время тебе это всё
начинает надоедать.
— Почему вы пишете именно
в жанре фантастики?
— Ну,
фэнтэзи хорош тем, что он может вместить в себя
абсолютно всё. Можно писать и на исторический сюжет,
и о чем-то современном, и добавить что-то фэнтэзийное. Другие
жанры требуют от писателей определенных правил игры: здесь много
реальности, здесь много любви, а фэнтэзи можно наполнить чем угодно.
— Не было ли у вас
цели перенести волшебные миры на русскую почву?
— Вполне
возможно, это была одна из целей. Не то, чтобы Танька была полной
калькой на «Гарри Поттера» — это совсем другая книга с другими
правилами игры. Правда в том, что чудеса бывают не только
за рубежом.
— А насколько реализм
в вашей новой книге, «Бунт пупсиков» отличается от более привычной
вам фантастики?
— Ну,
эти книги, конечно же, очень разные, но и там, и там есть
доля вымысла. Контрасты гораздо выше. «Бунт пупсиков» — это вёселая
реалистическая книга о многодетной семье, частично автобиографическая [у
Дмитрия 7 детей — прим. ред.]. У меня был материал, которым
хотелось поделиться, и в какой-то момент меня очень увлекла эта идея.
Обычно в такие моменты рождаются лучшие книги. А вообще,
я надеюсь, что современная литература сейчас пойдет по пути реализма
и будет спирально развиваться именно в этом направлении.
О литературе в целом
— Чем детская литература
отличается от взрослой?
— Она должна
быть чище, нравственней, и поэтому на писателей ложится большая
моральная ответственность. Пока зуб молодой, он очень легко заражается
кариесом, а когда становится взрослым, становится меньше ему подвержен,
так же и человек. В детстве он очень пластичен,
и повлиять на него гораздо легче, как позитивно, так
и негативно.
— Дети очень легко чувствуют,
когда автор неискренен с ними. Как у вас получается достучаться
до ребёнка?
— На самом
деле, достучаться нужно до самого себя. Если не обманешь себя,
то и другой человек ощутит правду — если она есть,
конечно же.
— А ваши книги воспитывают
или развлекают?
— Я думаю,
что и то, и другое. Другое дело, что в плане воспитания семья
дает куда больше любой книги, но книга может морально отшлифовать
человека. Хотя бы немножко.
— Расскажите о вашей
методике «Научить ребёнка читать за 300 часов».
— Ну,
принцип такой, что ребенка можно научить какому-то навыку к трёхсотому
часу, и самое сложное в том, чтобы вчитать ребёнка за это время.
Но это реально, если есть время и желание: нужно просто сажать
ребенка на колени и начинать ему читать, при том обязательно
те книги, которые интересны вам самому, потому что только тогда будет
желание ежедневно заниматься этим. Ну, а когда чтение войдет у вас
привычку, вы сами удивитесь, сколько приобретёте вы и ваш
ребенок, который после этого обязательно будет читать.
— Есть ли на данный
момент в России хорошая детская литература?
— Да,
есть. Сейчас очень хорошее время для развития детской литературы — если
раньше количество писателей определялось политикой центральной партии
и Профсоюзом, то сейчас, несмотря на то, что тиражи некоторых
авторов значительно упали, их самих огромное количество. Есть несколько
сотен хороших и еще несколько десятков действительно хороших. Мне
нравятся, например, Татьяна Ливанова, Евгений Гаглоев, Наталья Щерба. Сейчас
очень много хороших именно детских авторов. А сам я в детстве
очень любил Карлсона и перечитывал его несколько раз, несмотря
на переиздания. У переводчиков же такое правило, что нельзя
переводить имя так, как его уже перевел кто-то до тебя. То есть,
они изощряются и могут написать что-то типа «Карлсссон», что меня
в детстве очень раздражало.
О поклонниках и будущем
— Участвовали ли когда-нибудь
в так называемых фанатских «сходках»?
— Да,
они часто проходят в Москве и Петербурге, и есть определенные
люди, которые приходят на встречи, и после них мы всегда бродим
по городу. Насколько я знаю, они и без меня встречаются тоже.
Это здорово, что изначально люди просто знакомятся на почве совместного
интереса к какой-то книге, а потом дружат всю жизнь. И даже если
помнят, как они познакомились, общение может быть уже совсем другим.
— Часто ли они дарят
вам какие-то подарки?
— Ну,
Мефодий Буслаев любит сгущенку, поэтому в большом количестве поклонники
приносят мне в подарок именно сгущенку. Бывает, что на банки даже
наклеивают этикетки с героями моих книг.
— Мечтаете ли вы войти
в анналы детской литературы?
— Ну,
не мечтаю, но думаю, что если я буду писать, развиваться,
то наверняка войду в них. Просто здесь как? У каждой книги
всё равно есть свой срок годности. Сейчас литература исходит из того, что
все классики непреложны, но классика — это всё равно, что лес.
Есть деревья старше, есть младше. Те, что старше, всё равно не остаются
неизменными — какое-то падает, какое-то сгнивает, а те, что помладше,
растут. То же и с классической литературой — она всё
время обновляется, и часто бывает, что реальные представления
о литературе отстают от реальной ситуации лет на тридцать.
Условно говоря, самыми успешными люди называют тех писателей, которых сами
читали в детстве.
Я пишу для
удовольствия, но останется ли после меня что-то или нет —
это уже не от меня зависит. Писатель не знает, что делает. Сажая
желудь, ты надеешься, что из него вырастет дерево, но понятия
не имеешь, какой из двух тысяч желудей, посаженных тобой, реально
вырастет. Может, один, а может быть и два, и три. Никогда нельзя
знать наперед.
Советы
— Начинайте
писать с маленьких рассказов
— Всегда
носите с собой диктофон, чтобы записывать интересности, которые попадаются
на глаза
— Никогда
не заводите новую тетрадь для дневника
— Получайте
удовольствие от того, что пишете. Пишите для себя
и не подстраивайтесь под других
— Читайте
очень много
— Распределите
свой день по часам
Текст: Анастасия Басина
Фото: emets_ptz