четверг, 15 декабря 2016 г.

О литературе, творчестве и не только



Первое, что бросается в глаза, - полки? заставленные кассетами исполнителей самых разных направлений. Рок, попса, нечто более приближенное к классике, сборники выступлений с фестиваля «Нашествие», а рядом примостились композиции музыкантов, о которых мне никогда прежде не приходилось слышать. Прямо между стеллажей с музыкой удобно вписался рабочий стол с компьютером, на котором фоном в беззвучном режиме идет документальный фильм, посвященный одной из музыкальных групп прошлого столетия. Возле окна небольшое, но мягкое кресло. По правую сторону от него устроились книжные шкафы. 

Кажется, каждая мелочь в этой комнате создает уют и вместе с тем служит подтверждением тому, насколько Олег Станиславович Гальченко многогранная  натура, способная поддержать разговор на любую тему. Но я здесь сегодня для того, чтобы поговорить о литературе, творчестве и о новом объединении пишущих людей, сформировавшимся на базе Карельской республиканской библиотеки для слепых, но стремительно вышедшим на городской уровень.

-Почему Вы решили создать литературное объединение?


-У абсолютно каждого поступка, особенно серьезного, может быть несколько первопричин. Как писал замечательный поэт-«шестидесятник» Борис Чичибабин, «давайте что-то делать, чтоб не сойти с ума». В период с зимы по весну этого года мне пришлось начинать с чистого листа очень многое, включая свою жизнь. Четверть века я отдал работе в газете «Петрозаводский университет», но осенью прошлого года пришлось покинуть это издание и искать новую работу, другие сферы вложения сил. И вот как-то получилось, что мне пришла идея создания литературного объединения. Причем предчувствие того, что я сделаю что-то в стенах нашей Карельской Республиканской библиотеки для слепых, сопровождало меня на протяжении долгих лет, пока я являлся читателем библиотеки. Я участвовал в культурной жизни, что разворачивалась в стенах КРБС, причем не просто посещал литературные вечера, которые проходили очень часто, но и сам выступал со своими стихами как в сборных мероприятиях вместе с другими поэтами, так и проводил свои собственные. И в ходе этого обратил внимание, что на вечерах постоянно собираются практически одни и те же люди, занимающиеся творчеством, знающие и любящие настоящую поэзию. И они как-то стихийно между собой общаются, перезваниваются, обмениваются новостями, знают творчество друг друга, пусть не наизусть, но очень хорошо. И это уже сформировавшаяся среда, в которой и мне самому было комфортно находиться.

Если собрать всех этих людей вместе и зарядить их какой-то позитивной идеей, сделать что-то полезное как для себя, так и для читателей, то у них обязательно все получится. Сначала я поделился идеей создания литобъединения с Валентиной Александровной Медведевой, сотрудницей библиотеки для слепых. Она восприняла это с восторгом и большим интересом, потому что она вообще очень доброжелательно относится к творческим людям, и обещала помочь. Также стал делиться этими замыслами с другими потенциальными участниками. И вот все складывалось, складывалось, и, наконец, состоялось первое пробное собрание. Люди не знали, чего ожидать, у нас еще не было названия и конкретных планов на будущее. Поскольку первое собрание было в конце весны, собраться во второй раз получилось только осенью, когда все вернулись из отпусков с новыми идеями. И вот у нас появилось название, звучащее как «СоНеТ», то есть союз независимых творцов.




-А как люди отреагировали на идею создания такого союза?

-С интересом, с любопытством, может быть, не все до конца верили, что их личное участие здесь сыграет важную роль. К сожалению, люди более старшего возраста думают, что раз не состоялись в молодости как поэты и чтецы, то не получится и сейчас, а молодым это куда интереснее, нужнее. Хотя в литературе есть случаи, когда поэтами становятся люди, ничего не писавшие до 50 лет, как например, наш петрозаводский поэт Александр Валентик, который в студенческие годы пописывал стихи, а потом забросил. Пятьдесят лет исполнилось, и написал один сборник, другой, а затем и третий. Всякий раз, когда рассказываю про него другим людям, те сразу начинают верить в себя. А так многие сомневались, но в итоге все же удалось собраться.

-Какого возраста собирается аудитория на встречах литературного объединения?

-Большая часть – это люди за 50, за 60 лет. Я сначала думал, что это очень осложнит мою работу, ведь куда проще делать что-то, когда руководитель – авторитет, состоявшийся автор с определенным опытом, а у него под началом находятся более молодые и неопытные люди, например, школьники и студенты. Так было в литературном объединении при университете, которым руководил замечательный поэт Александр Веденеев и в которое я входил с 1989 по 1997 год. Все мы были молодые. Среди нас, правда, был один поэт Валерий Березовский, которому было уже за 50, но в душе он оставался таким же подростком, как и мы. Он с таким же, как и мы сами, жаром обсуждал авангардное искусство, слушал русский рок и прочие новшества, что безоговорочно делало его одним из нас. А здесь люди старше, и я думал, что могу не справиться. Ибо как мне давать им указания? Но, как оказалось, в подобной ситуации есть даже определенные преимущества. У людей более старшего возраста есть обширный читательский и писательский опыт, поэтому им не надо объяснять простейшие вещи. Им просто нужно дать условия, в которых они раскроются, проявят себя с лучшей стороны, и они смогут превзойти все ожидания.

-Если призадуматься, то с момента создания «СоНеТа» до проведения презентации прошло не так уж и много времени. Сложно ли было решиться на организацию столь важного мероприятия?

-Лично мне всегда тяжело решаться на организацию публичных мероприятий, связанных с выступлением перед людьми. Ведь по характеру я, прямо скажем, человек нерешительный, немного застенчивый и иногда теряюсь даже там, где человек, у которого недостаточно опыта, но присутствует навык коммуникабельности, держался бы куда более уверенно, поэтому мне было страшно… Откровенно говоря, мне было страшно решиться не только на презентацию, но и на первые два собрания, и накануне их я даже не мог заснуть. Но пришлось себя перебороть, затем убеждать некоторых людей, которые сначала примкнули к нашему объединению, а потом стали сомневаться в том, что они нам нужны. Все-таки презентация состоялась, несмотря на все трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, на все недоработки, допущенные из-за неопытности, мы смогли о себе заявить, так что теперь, надеюсь, о нас знает кто-то, кроме нас.


-Ждете ли Вы перемен после презентации?

-Я надеюсь, что в наши ряды потянутся новые участники. Мы готовы принимать абсолютно всех людей, заинтересованных в литературе и творчестве, независимо от их возраста или каких-то иных факторов. Один из наших участников, чтец Юрий Тихомиров, постоянно напоминает мне о том, что нужно привлекать как можно больше молодых творцов, чаще бывать в университете на мероприятиях, чтобы агитировать поэтов за вступление в «СоНеТ». Далеко не все участники презентации имели опыт публичных выступлений, и им было проще  рассказывать о себе тем, кто хорошо знаком и правильно на все отреагирует. Я лично доволен тем, как всё прошло.

-В каких направлениях в дальнейшем планируете развивать деятельность «СоНеТа»?

-Мы планируем развиваться в нескольких направлениях, чтобы то, что мы делаем, было интересно не только участникам объединения, но и людям со стороны. Первое направление нашей деятельности – это литературная учеба. Все-таки авторы в большинстве своем непрофессиональны, и их произведения нуждаются в доработке. Это необязательно какие-то техническое моменты, это могут быть, например, трудности с донесением смысла или раскрытием темы. Кто-то, например, может мастерски владеть рифмой и размером, но не обладать своим собственным авторским почерком. А кто-то испытывает трудности с построением композиции и сюжета. И этому всему нужно научить. Конечно, у меня нет педагогической квалификации, и я навряд ли смогу обучить кого-то самым азам литературы, которые проходят еще в рамках школьной программы. Но я всегда готов поддерживать таланты, неизвестные или непризнанные. К этому я всегда стремился, и из этого вытекает второе направление деятельности «СоНеТа» - продвижение творчества. Понятно, что каждый автор ищет своего читателя. Многие начинают с того, что читают стихи у себя дома на кухне, но только тогда, когда автор вписывается в контекст городской литературной жизни, он становится частью большой истории. Литературная учеба очень поможет нам в этом, так как будет происходить в тесном общении с поэтами, уже добившимися успеха. Третье направление - это создание дискуссионной площадки, на которой бы происходил серьезный разговор о современной литературе в целом. Ведь просто написать книгу мало. Сразу вспоминаются строчки поэта тоже из 60-х годов, друга Высоцкого, Игоря Кохановского: «Помимо права говорить, еще есть право быть услышанным».

-Как Вы считаете, чего на данный момент не хватает «СоНеТу», чтобы реализовать все задуманное?

-Для начала неплохо было бы обзавестись постоянным местом для собраний. Мы пробовали проводить встречи в Библиотеке для слепых, ставшей ныне Пунктом выдачи книг НБ РК, там очень тепло и уютно. Но все-таки это больше подходит для собраний, что называется, для своих, для узкого круга, что мешает развивать деятельность именно на городском уровне. Наше первое выступление проходило в самой Национальной Библиотеки, но для проведения собраний она также не подходит из-за различных организационных проблем, с которыми раньше не ожидал столкнуться. Конечно, мы будем рады, если в дальнейшем нам предоставят возможность собираться там, но нам все же нужно нечто иное. Что касается площадок для выступления, мне бы хотелось, чтобы они были самыми разнообразными, начиная от библиотек и заканчивая школами. Очень надеюсь, что интерес к нам проявит Выставочный зал на проспекте Ленина, где в прошлое десятилетие чуть ли не каждую неделю проводились литературно-музыкальные вечера. Сейчас, увы, эта традиция заглохла, но очень хотелось бы ее возродить.



- Тяжело ли начинающему поэту найти возможность выйти к аудитории?

-К сожалению, в нашем городе тяжело не только начинающим, но и уже признанным поэтам. Например, когда писатель выпускает свою книгу, продать ее выходит только через киоск Национальной Библиотеки. А в магазинах, вроде Буквоеда, литературу местных авторов всегда отправляют на самые дальние полки, так как она не пользуется спросом. Я лично сталкивался с этим, когда выпускал свои сборники что в 1995 году, что в 2006, что в 2012. Конечно, сейчас у молодых авторов больше возможностей заявить о себе, воспользовавшись, например, Интернетом, но в результате выходит так, что делается все только для себя и друг для друга, и это, скорее, субкультура, чем часть большой культуры. Как сказал незадолго до своей смерти филолог Виктор Топоров, сейчас стихи читают только те, кто их пишет. И я вынужден с этим согласиться. Ну, вот кто за последние два десятка лет смог заявить о себе на всю страну? Разве что Дмитрий Быков, но он, скорее, исключение из правил. Да и до момента становления известным был пройден очень длинный путь. А вот чтобы молодые…

-А как же Вера Полозкова, например? Или Ирина Астахова и Стефания Данилова?

-Мне кажется, что они все-таки еще недостаточно сильно прогремели по сравнению с поколением предшественников. К слову, еще один недостаток Интернета – это отсутствие редактора. На том же портале Стихи.ру свои произведения может выложить любой желающий, из-за чего под тоннами не самых хороших стихов теряются настоящие гении, что у нас и происходит. В результате хорошую литературу нужно искать, на это надо тратить силы, время, а вот какого-то естественного отбора в лучших традициях Дарвина нет.

-Возвращаясь к ситуации с развитием творчества в нашем городе. Как Вы считаете, чего не хватает Петрозаводску для того, чтобы молодые поэты могли заявить о себе?

-Хотя бы хорошего издания, которое могло бы их печатать. Неоднократно мы пытались что-то создать. Например, в конце девяностых я входил в поэтическую группировку «Глагол», в составе которой были такие ныне известные авторы, как Олег Мошников и Дмитрий Горох, например. И мы некоторое время делали литературное приложение к газете «Петрозаводский университет», которое называлось «Беспредел». Конечно, там были очень провокационные публикации, в которых авторы выступали против местных авторитетов. Закончилось все это плохо. Когда мы в 2001 году раскритиковали еще живого на тот момент Дмитрия Балашова, администрация университета возмутилась, и нас тихо прикрыли. Но и другие попытки были. Светлана Захарченко пыталась издавать приложение к газете «Северный Курьер». Вышло один или два выпуска, причем достаточно неплохих, но проект отнимал слишком много сил, и в итоге его пришлось закрыть. Тем не менее, именно такого издания нам не хватает. И я надеюсь, что оно когда-нибудь появится.

-А что необходимо для того, чтобы такое издательство появилось?

-В первую очередь нужна команда молодых людей, способных, во-первых, договариваться друг с другом о совместных действиях, чтобы это был дружный коллектив, во-вторых, разбирающийся в современных технологиях и имеющий предпринимательскую жилку. К сожалению, многие поэты моего поколения даже Интернет не до конца освоили, и хорошо, если электронную почту иногда проверяют. А здесь нужен коллектив, идущий в ногу со временем, способный отстаивать свою продукцию, когда конкуренты давят. К сожалению, я не думаю, что нечто подобное смогло бы появиться на базе «СоНеТа», учитывая то, насколько мы все разные и в большинстве своем не слишком-то хорошо знакомые с современными технологиями.
Но я очень надеюсь, что найдутся те, кто сможет взяться за это дело, и сотворить что-то действительно стоящее!


 Дарья СТАРОВЕРОВА