среда, 8 июня 2016 г.

Автомобиль без двигателя. Воздух без выхлопных газов


 «Город – место встречи людей. А встречаетесь вы, только если путешествуете на велосипеде или ходите пешком. Вы не встречаетесь с другими людьми, если сидите в своей машине, соответственно, у города нет человеческого капитала», – Пабло Целис.

30 мая в Петрозаводске прошел первый день Международного обучающего семинара по немоторизированным видам транспорта. В 10 часов утра в Национальную библиотеку РК пришли люди, которых волнует собственное здоровье, экономика родной страны и экологическое состояние Земли.

Загрязнение воздуха, малая подвижность людей, шум, аварии, заторы… Основная причина этих бед – использование личных автомобилей с ДВС. Решение проблемы – транспорт без мотора.

Как пересесть на полезный для всех транспорт пытались выяснить на 9 Международном обучающем семинаре. Его тема: «Развитие немоторизированных видов передвижения как альтернатива использованию личного автотранспорта». Для решения актуальной сейчас проблемы в Петрозаводск приехали эксперты из других городов России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Иркутск) и стран (Австрии, Швейцарии, Молдовы). А также, по скайпу выступили спикеры из Норвегии и Финляндии.

В вопросе перехода на немоторизированный транспорт особенно важен обмен опытом между странами.
30 мая зарубежные эксперты высказывались и делились опытом, находясь под впечатлением от Всероссийского Велопарада, который прошел накануне в Петрозаводске.

 «С 2012 года стало значительно увеличиваться число велосипедистов в нашем городе, и в том же году мы провели первый VELODAY, который собрал 150 участников. В последующие годы их становилось все больше. Мы достигли отметки в 3000 человек. А это более 1% населения,  – рассказала Анастасия Неровная, основатель велодвижения VELOVE. – Мы популяризуем велосипед не как спорт или хобби, а как средство для передвижения в городской среде, как самый быстрый и удобный городской транспорт».

Верджиния Фьюз  вместе с коллегами по семинару тоже поучаствовала во Всероссийском Велопараде:

­– Было много желтого цвета! Приятно было проехать на велосипеде по чистому тихому городу, – восхитилась начальник отдела экологии Европейской экономической комиссии ООН. – Мы работаем для охраны здоровья. И именно от велосипеда человек  получает большую пользу. «Езда на велосипеде – лучшее, что Вы можете сделать для своего здоровья,  – продолжил мысль Кристиан Швайцер из регионального офиса Всемирной Организации Здравоохранения для Европы. – Во всех странах есть проблемы, связанные с велосипедной инфраструктурой. Города быстро разрастаются. Поэтому главное, это безопасность.

Безопасность действительно важнее всего. Именно поэтому нужна грамотно организованная инфраструктура. Велодорожки, велополосы на дороге, велопарковки...

С каждым годом в Европейских странах активно развивается велоинфраструктура. Расширяются велосипедные и пешеходные пространства, уменьшается ширина автодорог. Существует даже сеть велосипедных трасс «EuroVelo», связывающая страны.

Если с тротуарами у нас в городе все более-менее в порядке, велосипедных дорожек пару лет назад не было совсем. Но усилиями велоактивистов и экологического отдела Администрации они появились. Об этом рассказала начальник отдела охраны окружающей среды и эколого-просветительской деятельности Администрации Петрозаводска Юлия Мизинкова:

– Не всегда у власти получается выделить достаточное количество средств, чтобы обеспечить велоинфраструктуру. Но в городе Петрозаводске это невозможно было не сделать. Потому что у нас очень большая востребованность населения в развитии велоифраструктуры. Петрозаводская велообщественность достигла уровня совершенства! Она создала карту развития инфраструктуры на территории нашего города, где прорисовала все возможные велодорожки. Мы проанализировали эти маршруты и попробовали реализовать первый, в пойме реки Лососинка, вдоль набережной Онежского озера. Велодорожка превратилась в вело-туристический маршрут. Ведь она идет по центральному району города, охватывая основные достопримечательности.

«Мало, мало, мало», – шепчут в зале. К сожалению, реализован только первый этап проекта. Пока это единственная велодорожка в городе. Причина – нехватка бюджетных средств.
Но как видно, отсутствие дорожек и прочих велосипедных удобств не останавливает жителей Петрозаводска. Многие из наших велосипедистов с наступлением холодов смело меняют летние покрышки на зимние... И  спешат по снежным улицам на работу и учебу.

«Почему мы должны перестать ездить зимой?», – так начинает свой доклад по скайпу Тило Тарала из Зимней Федерации велоспорта, Финляндия. 16 лет назад он начал ремонтировать и создавать велодорожки у себя в стране.

– Во многих северных городах, например, в Йоэнсуу, Оулу, Копенгагене, круглый год ездят на велосипеде. Что делает эти города хорошими для велосипедистов? Инфраструктура, – продолжает Тило. – Использовать зимой велодорожки проблематично. Нужно тратить много денег на их содержание. Плюс требуется больше места, его нужно отбирать у автомобилистов. Если не ухаживать за велодорожками, езда по ним становится экстримом. Но в Оулу проложено 800 км дорожек, и зимой все они ежедневно очищаются от снега. У нас довольно суровые климатические условия, снежные зимы. Чаще всего мы просто чистим велодорожки, трамбуем снег. Иногда посыпаем их каменной крошкой, в Оулу мы не имеем права использовать соль. Также, некоторые участки дорожек подогреваются зимой. Это очень распространено в Нидерландах.

Конечно, к немоторизованным видам передвижения относится не только велосипед. Но и транспорт на электрической батарее, самокат, ролики, скейтборд, кикборд, сегвей, набирающий популярность... И десятки других транспортных средств, которые перестали быть «машинами будущего». Одно из них даже стояло у входа в конференц-зал.

Закончился первый день семинара. Он длился больше 8 часов. Около входа в библиотеку курил один из экспертов, который довольно много говорил о здоровье. Безусловно, личное дело каждого. Но разве может человек продвинуть идею вперед, если сам не проникся ее? Не верю...

К чему это я? К тому, что по итогу семинара и отдельно каждого выступления, можно с уверенностью сказать: главная проблема в нашей стране – незаинтересованность тех людей, которые реально могут запросто изменить все к лучшему. Увы, это не мы. Не сотни тысяч людей, которые пересаживаются на велосипеды и мечтают о велодорожках, не экологи и даже не создатели велодвижений...

Нам остается проявлять инициативу, быть активными горожанами и продолжать ездить на велосипеде. Вдруг, получится. Велодорожка на набережной появилась же все-таки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий