Автомобиль без двигателя. Воздух без выхлопных газов
«Город – место встречи людей. А встречаетесь вы, только если путешествуете на велосипеде или ходите пешком. Вы не встречаетесь с другими людьми, если сидите в своей машине, соответственно, у города нет человеческого капитала», – Пабло Целис.
30 мая в Петрозаводске прошел первый день Международного обучающего семинара по немоторизированным видам транспорта. В 10 часов утра в Национальную библиотеку РК пришли люди, которых волнует собственное здоровье, экономика родной страны и экологическое состояние Земли.
Загрязнение воздуха, малая подвижность людей, шум, аварии, заторы… Основная причина этих бед – использование личных автомобилей с ДВС. Решение проблемы – транспорт без мотора.
Как пересесть
на полезный для всех транспорт пытались выяснить на 9 Международном обучающем
семинаре. Его тема: «Развитие немоторизированных видов передвижения как
альтернатива использованию личного автотранспорта». Для решения актуальной
сейчас проблемы в Петрозаводск приехали эксперты из других городов России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Иркутск) и стран (Австрии, Швейцарии, Молдовы). А также, по скайпу
выступили спикеры из Норвегии и Финляндии.
В вопросе перехода на
немоторизированный транспорт особенно важен обмен опытом между странами.
30 мая зарубежные эксперты
высказывались и делились опытом, находясь под впечатлением от Всероссийского Велопарада,
который прошел накануне в Петрозаводске.
«С 2012 года стало значительно увеличиваться
число велосипедистов в нашем городе, и в том же году мы провели первый VELODAY,
который собрал 150 участников. В последующие годы их становилось все больше. Мы
достигли отметки в 3000 человек. А это более 1% населения, – рассказала Анастасия Неровная, основатель
велодвижения VELOVE. – Мы популяризуем велосипед не как спорт или хобби, а как средство
для передвижения в городской среде, как самый быстрый и удобный городской
транспорт».
Верджиния Фьюз вместе с коллегами по семинару тоже поучаствовала
во Всероссийском Велопараде:
– Было много желтого цвета! Приятно было проехать на велосипеде по чистому тихому городу, – восхитилась начальник отдела экологии Европейской экономической комиссии ООН. – Мы работаем для охраны здоровья. И именно от велосипеда человек получает большую пользу. «Езда на велосипеде – лучшее, что Вы можете сделать для своего здоровья, – продолжил мысль Кристиан Швайцер из регионального офиса Всемирной Организации Здравоохранения для Европы. – Во всех странах есть проблемы, связанные с велосипедной инфраструктурой. Города быстро разрастаются. Поэтому главное, это безопасность.
Безопасность
действительно важнее всего. Именно поэтому нужна грамотно организованная
инфраструктура. Велодорожки, велополосы на дороге, велопарковки...
С каждым годом
в Европейских странах активно развивается велоинфраструктура. Расширяются
велосипедные и пешеходные пространства, уменьшается ширина автодорог.
Существует даже сеть велосипедных трасс «EuroVelo», связывающая страны.
Если с
тротуарами у нас в городе все более-менее в порядке, велосипедных дорожек пару
лет назад не было совсем. Но усилиями велоактивистов и экологического отдела Администрации
они появились. Об этом рассказала начальник отдела охраны окружающей среды и
эколого-просветительской деятельности Администрации Петрозаводска Юлия
Мизинкова:
– Не всегда у
власти получается выделить достаточное количество средств, чтобы обеспечить велоинфраструктуру.
Но в городе Петрозаводске это невозможно было не сделать. Потому что у нас
очень большая востребованность населения в развитии велоифраструктуры. Петрозаводская
велообщественность достигла уровня совершенства! Она создала карту развития
инфраструктуры на территории нашего города, где прорисовала все возможные
велодорожки. Мы проанализировали эти маршруты и попробовали реализовать первый,
в пойме реки Лососинка, вдоль набережной Онежского озера. Велодорожка
превратилась в вело-туристический маршрут. Ведь она идет по центральному району
города, охватывая основные достопримечательности.
«Мало, мало,
мало», – шепчут в зале. К сожалению, реализован только первый этап проекта.
Пока это единственная велодорожка в городе. Причина – нехватка бюджетных средств.
Но как видно,
отсутствие дорожек и прочих велосипедных удобств не останавливает жителей
Петрозаводска. Многие из наших велосипедистов с наступлением холодов смело
меняют летние покрышки на зимние... И
спешат по снежным улицам на работу и учебу.
«Почему мы
должны перестать ездить зимой?», – так начинает свой доклад по скайпу Тило
Тарала из Зимней Федерации велоспорта, Финляндия. 16 лет назад он начал ремонтировать
и создавать велодорожки у себя в стране.
– Во многих
северных городах, например, в Йоэнсуу, Оулу, Копенгагене, круглый год ездят на
велосипеде. Что делает эти города хорошими для велосипедистов? Инфраструктура,
– продолжает Тило. – Использовать зимой велодорожки проблематично. Нужно
тратить много денег на их содержание. Плюс требуется больше места, его нужно
отбирать у автомобилистов. Если не ухаживать за велодорожками, езда по ним
становится экстримом. Но в Оулу проложено 800 км дорожек, и зимой все они
ежедневно очищаются от снега. У нас довольно суровые климатические условия,
снежные зимы. Чаще всего мы просто чистим велодорожки, трамбуем снег. Иногда
посыпаем их каменной крошкой, в Оулу мы не имеем права использовать соль.
Также, некоторые участки дорожек подогреваются зимой. Это очень распространено
в Нидерландах.
Конечно, к
немоторизованным видам передвижения относится не только велосипед. Но и
транспорт на электрической батарее, самокат, ролики, скейтборд, кикборд,
сегвей, набирающий популярность... И десятки других транспортных средств,
которые перестали быть «машинами будущего». Одно из них даже стояло у входа в
конференц-зал.
Закончился первый день
семинара. Он длился больше 8 часов. Около входа в библиотеку курил один из экспертов,
который довольно много говорил о здоровье. Безусловно, личное дело каждого. Но
разве может человек продвинуть идею вперед, если сам не проникся ее? Не верю...
К чему это я? К тому, что по итогу семинара и отдельно каждого
выступления, можно с уверенностью сказать: главная проблема в нашей стране – незаинтересованность тех
людей, которые реально могут запросто изменить все к
лучшему. Увы, это не мы. Не сотни тысяч людей, которые пересаживаются на
велосипеды и мечтают о велодорожках, не экологи и даже не создатели
велодвижений...
Нам остается проявлять инициативу, быть
активными горожанами и продолжать ездить на велосипеде. Вдруг, получится.
Велодорожка на набережной появилась же все-таки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий