пятница, 17 февраля 2017 г.

Делают то, чего не было

Когда я шла на встречу с группой «ГРОМЫКА», был холодный зимний вечер, руки покалывало от мороза. Но вот я оказалась в назначенном месте. Отогрелась. Вокруг играла приятная музыка. Начался разговор…

 Власов Никита Андреевич, инструмент - электрогитара, и Кошелев Максим Валерьевич - вокалист, автор слов, играет на металлофоне и ксилофоне. Они смогли прийти лишь вдвоём, но без устали вспоминали о своих коллегах. 

Как собрался ваш коллектив?

-Н.А. Мы хотели играть музыку такой, какой нам не хватало, чтобы слушать. Так и родился наш музыкальный коллектив. Песни были раньше, чем появилось название и внешний вид.

 Кто автор песен группы «ГРОМЫКА»? 
Н.А. В основном, песни создаём коллективно, но у нас ясно определён автор слов - Максим Валерьевич, так как он эти слова поёт, то ответственность за мелодию голоса тоже ложится на него.
 Исходя из песен, вы выбрали концепцию образа? 
Н.А. Максим Валерьевич занимался названием и образом. Нам уже нужно было выступать, а названия не было. Хотелось, чтобы было что-то уникальное, чтобы оно соответствовало тому способу, как музыка делается, потому что в текстах песен присутствует игра слов, а в музыке игра мелодий. По нашему мнению, с образами и названием в итоге вышло удачно.

Вас часто спрашивают: «Ассоциируете ли вы себя с советской эпохой, так как ваши образ очень напоминают тот период?». Но не ограничиваете ли Вы себя сами этими рамками?

М.В. Только вчера кто-то сказал, что Горбачёв заговорил о возвращении Союза. Так если это витает, то это было придумано нами раньше. Это говорит о том, что люди искусства предвосхищают, улавливают то, что витает в воздухе. Мне не стыдно, что я родился в Советском Союзе, так почему бы не спеть. Но в «ГРОМЫКЕ» визуальный отсыл к той эпохе лишь часть образа. Мы поём не о временах СССР и такой музыки, которую играет «ГРОМЫКА» там быть не могло. Если мы себя ограничиваем, то не этими рамками.

Н.А. Но с нашей стороны это не ностальгия. Ты можешь тосковать по этому времени, как по своей молодости. М.В. Современная молодёжь не жила в ту эпоху, а ей нравятся наши песни.



Вы часто говорите, что стремитесь отдалиться от современной сцены, тогда в ком или в чём вы находите конкуренцию, чтобы стать лучшими?
М.В. Когда мы стали придумывать, то решили делать что-то непохожее. Такой голос никогда не звучал с перегруженными гитарами и перегруженным басом. Сильный контраст между стилофоном, колокольчиками металлофона и жёсткими гитарами. Я считаю, что наша группа - настоящее искусство, хотя я не привык хвалиться и выпячивать своё Я. Но это что-то новое, собранное из частей и выданное нами в едином целом.

Н.А. Нам приходится соревноваться с самими собой, что ещё сложнее. К примеру, сейчас у «ГРОМЫКИ» вышло два альбома, в апреле выйдет третий. Когда мы сочиняем новые песни, то конкурируем со своими старыми.
М.В. Мы выпустили за год два альбома, мало кто это делает.
Н.А. Да, все удивляются, что вот такая группа, а выпускает по два альбома в год. После выхода первого альбома «ГРОМЫКИ» у многих, в том числе журналистов, самой популярной темой для обсуждения был вопрос: «А сможет ли «ГРОМЫКА» записать второй альбом?». Поскольку мы на концертах уже играли песни, вошедшие во второй диск, то для нас это вопрос не был актуальным.

Вы недавно вернулись со своего концертного тура из Москвы и Минска. Выступали вместе с группой «Кассиопея», поделитесь вашими впечатлениями. 

М.В. Интересное сотрудничество, я услышал эту группу осенью 2008 года. В 2016-м году мы познакомились в Таллине на фестивале «Tallinn Music Week», разговорились, и уже потом от участника группы пошла идея, создать что-то совместное. Мне понравился оригинальный текст и музыка, но коллеги по группе не сразу приняли эту идею, а вот когда стали играть с ними живьём и послушали, то стало понятно, у них очень интересная музыка. Барабанщик нестандартный, не сидит за установкой, не ударяет в бочку.
 Н.А. У него экстравагантная манера звукоизвлечения.
М.В. Двое из участников группы «Кассиопея» - работники театра, поэтому они отличаются необычными костюмами. Н.А. Мы две уникальные группы, совершенно не похожие. Даже когда выбирали каверы, то мы обнаружили, что их песни абсолютно не подходят «ГРОМЫКЕ», совсем другие слова, другие мелодии. Было трудно найти вещь, которую нам бы получилось спеть. Недавно у группы «ГРОМЫКА» и «Кассиопея» был выпущен совместный сплит «ВДНК».
Моей первой ассоциацией стало слово «ВДНХ», и, как оказалось в разговоре, это не случайно. Какой несёт в себе скрытый смысл аббревиатура «ВДНК»?

Н.А. У нас была игра слов «ВДНК» - «ВДНХ», которую придумала «Кассиопея». Мы сделали каверы-версии песен друг друга, основательно поменяв структуру и содержание оригинала, модифицировав песни на генном уровне, поэтому и «ВДНК».
 М.В. И при этом, как на «ВДНХ», показываем свои достижения. Песня группы «Кассиопея»

«Если» оказалась именно той, что вам подошла?
М.В. У нас были ещё варианты, но у песни «Если» есть чёткая мелодия, чтобы петь, нам показалось это главным.
Н.А. И у нас получилось сделать кавер, который немного проясняет, почему в названии стиля, придуманного «ГРОМЫКОЙ», есть слово «твист».
М.В. Если получится, то привезём «Кассиопею» в Петрозаводск.

Также в этом году вы были на рок-фестивале «Нашествие», как приняла вас публика? Ваши личные впечатления? 
Н.А. Поклонников прибавилось. Это было интересно. Мы выступали в самых неожиданных местах. Да, «Нашествие» самая большая фестивальная площадка и аудитория в России. Приятно, что нас пригласили, а не мы сами пробивались.
 М.В. Как слушателю мне не понравилось, что многие группы, выступавшие на фестивале, ничем не отличаются друг от друга или копируют сразу всех. К примеру, есть группы, у которых одна песня похожа на «Сплин», другая на «Пикник», третья ещё на что-то.
Н.А. Нам «Нашествие» было полезно тем, что услышат нас, но не полезно тем, что услышали мы. Повторюсь, когда мы создавали «ГРОМЫКУ», то нам хотелось играть музыку, которую мы не могли нигде услышать. С тех пор вокруг «ГРОМЫКИ» ничего не изменилось.
 М.В. На «Нашем Радио» постоянно одни и те же песни, публика жалуется на это. Также на фестивалях ничего интересного, какая-то деградация. Знаете, я, например, ненавижу Талькова, когда уже все рокеры: Гребенщиков, Цой - отпели в восьмидесятые годы, а в девяностые появился человек, который пел про Чистые пруды. И вот тут то же самое, это какая-то постконъюнктура.

 Как Вы относитесь к современному русскому року, его «опопсению»?
М.В. Есть ли он вообще, современный русский рок? Или это тот рок, который появился в начале двухтысячных, теперь закостенел весь и не развивается. Гребенщиков в конце восьмидесятых сказал про молодую шпану, которая «сотрёт его с лица Земли». В девяностые эта шпана была, а вот есть ли она сейчас, не понятно.
 Н.А. Придумав обозначение «тяжёлый психоделический твист», мы выразили свой отношение ко всему. Мы искали слово, максимально отдалённое от слова «рок». Выбрали «твист», двинувшись в абсолютно противоположную сторону.

М.В. Рок всегда обнажает какие-то политические проблемы, а что сейчас обнажать? Всё и так для молодёжи. Рок - это то, что тебя беспокоит и волнует.
Н.А. Есть молодые группы, которые не попадают в шоу-бизнес. Может быть, им есть, против чего протестовать. Шоу-бизнес не выносит это на гребень, и никто не знает об этом. Люди, которые сейчас занимаются роком, - это взрослые мужчины нашего возраста.

А если вам предложат спеть с оперным певцом или рэп- исполнителем, вы готовы на такой шаг?
Н.А. Будет зависеть от того, что за оперный певец и рэп-исполнитель. Если мы сможем обустроить по нашим правилам, то, скорее, да, чем нет.
М.В. Я думаю, что не очень будет интересно с оперным певцом, мои голосовые возможности не велики.
У вас есть образ вашей аудитории, для кого вы пишите песни?

Н.А. У Максима Валерьевича знакомые задавали вопрос: «Кто это будет слушать?».
М.В. С некоторым уничижительным подтекстом, но мы сказали, что найдутся те, кто будет нас слушать. Эта музыка не для всех, но наш слушатель найдётся.
Н.А. С одной стороны, нам хочется, чтобы эта музыка была не для всех, а с другой стороны, чтобы можно было с ней знакомить широкие народные массы. Совместить несовместимое. В процессе оказалось, что даже у «гопников» есть шанс стать лучше, и, прослушивая наши песни, превратиться в хороших людей. Если вспоминать турне с «Кассиопеей», то мы заметили, что на последних концертах в Москве стало больше молодёжи, девушек в частности.
М.В. Раньше в Москве публика была, в основном, от 30 до 50, в Санкт- Петербурге от 17 до 40, а сейчас и Москва по возрасту сравнялась с Петербургом.



А есть ли у вас музыкальные авторитеты?

М.В. Если в плане моего голоса, то тут, скорее, не весёлый Эдуард Хиль шестидесятых, а драматичный Муслим Магомаев семидесятых. Мне нравится и близка его манера подачи, он настоящий, он из тех людей, которые понимают, что они делают. Но, в целом, у нас нет музыкальных авторитетов, потому что надо самим пытаться искать и пробивать ходы, чтобы создать новое, аккуратно ступая ногами, дабы не запачкаться во что- то, что уже было. Но это сложно, как и в любом искусстве, - придумать что- то новое.
Н.А. Сейчас в искусстве очень много агитационного, рассчитанного на то, как будет воспринимать зритель. Мы пишем песни, которые остаются сами по себе ценными, вне зависимости, на чём они сыграны. С одной стороны, это более классический подход, а с другой стороны, мы всё равно играем на диковинных инструментах. Любая группа мечтает развиться до известности в масштабах страны и далее.

Вы стремитесь попасть в шоу-бизнес?
Н.А. Мне кажется, что мы уже немного часть шоу-бизнеса.
М.В. Просто не хочется думать. Когда не оправдываются твои ожидания, то это опускает.
 Н.А. От самих музыкантов зависит многое, в том числе, будут ли они писать хорошие песни. Банальная вещь: ты популярен, на твои концерты ходит много людей, твои пластинки покупают, ты можешь на эти деньги записывать новые песни. Это позволяет тебе заниматься своим делом. Мы вот скоро выпускаем виниловую пластинку и для западного шоу-бизнеса. М.В. Это сильный дистрибьютер, он в Европе и Америке. Я думаю, будет приятно нам или кому-то из наших знакомых увидеть пластинку «ГРОМЫКА», допустим, где-то в Париже.
Н.А. Это сборник из первого и второго альбомов, две песни из них ни разу не выпускались, а третья будет лишь на этой пластинке.

Слушатели в Европе – это иммигрировавшие из России?
Н.А. Мы играли концерт для норвежцев, я думаю, им было интересно. А потом выяснилось, что человек, который нас выбрал и позвал выступать в Норвегию, была девушка-немка, не знающая русского языка. Она была очень восхищена нашей музыкой.
М.В. В Эстонии, в Таллине, мне понравилось. Народ на удивление с интересом отнёсся к нашей музыке, в основном, это были те, кто постарше и знает русский язык. Они покупали по два-три диска.
Н.А. Как оказалось, в большинстве своём, наши слушатели - это не иммигранты, а местные жители, которым интересно. Слушают же артистов, поющих на английском языке, не понимая, о чём это они. Такая же история с «ГРОМЫКОЙ» за рубежом. Летом мы уже точно будем выступать на крупном фестивале в Польше, приходите.

…после нашего разговора, когда я вышла на улицу, мороз почти не ощущался, в душе загорелся огонёк света. Приятно, когда есть люди, которые занимаются своим любимым делом, приносят радость другим.


Чтобы поближе познакомиться с музыкантами из группы «ГРОМЫКА» представляем вашему вниманию их личные предпочтения в области кинематографа и книжной индустрии.

Личные фавориты группы «ГРОМЫКА»: 

Писатель: «Пушкин» Художник: «Шишкин» Спортсмен: «Мышкин»
Предпочтения музыкантов: Кошелев Максим Валерьевич (автор песен, вокал, ксилофон и металлофон): Фильм: «Тот самый Мюнхгаузен»; «Кин-дза-дза» Книга: «Полет над гнездом кукушки» Кен Кизи Власов Никита Андреевич(электрогитара): Советская мультипликаци Энциклопедия Фролов Павел Сергеевич (ФАЭМИ-мини, Stylophone 350s): Фильм: Only Lovers Left Alive Книга: «The Anatomy of Melancholy' by Robert Burton» Васьковский Петр Николаевич (барабаны): Фильм: «Необратимость» Гаспара Ноэ Книга: «Столкновение цивилизаций» Самюэля Хантингтона. Петеляев Андрей Анатольевич (бас-гитара): Книга: «За спичками» Майю Лассила

Интервью с музыкантами взяла ВИКТОРИЯ ТИККА