вторник, 22 ноября 2016 г.

О чем думает женщина, когда спит?

Тайну великой женской сущности постигали горожане в минувшие выходные. В Agriculture club состоялась постановка «О чем думает женщина, когда спит?» Над вопросом всерьез задумался режиссер Аркадий Самойлов. А мне удалось раскрыть эту тайну во время генеральной репетиции за день до представления.

Репетиция идет полным ходом. Молодой человек в костюме расхаживает по сцене, изредка заглядывая в текст, читает монолог. Это главный актер действия Юсси Яскеляйнен. Режиссер проекта, а по совместительству и автор монопьесы, Аркадий Самойлов строго наблюдает из зала. По ходу всего действия он активно высказывает замечания, что-то поясняет.

– Не забывай, что сейчас ты зачитываешь научные данные! Настройся!

Его внимание целиком сосредоточенно на актере.

Режиссер объясняет расстановку интонационных ударений, дает несколько рекомендаций.

Юсси повторяет одну и ту же фразу несколько раз.

– Во-от! – наконец одобрительно восклицает Аркадий. 

В последующее время то и дело слышно:

– Еще раз! А вот здесь громче. Не слышу тебя! Выйди вперед!



В постановке были задействованы также карельская писательница Яна Жемойтелите, Майя Пулкачева (которые сейчас внимательно наблюдают за происходящим на сцене) и Александр Докучаев. 


Монолог героя время от времени разбавляется видеорядом, музыкой и даже стихами Геннадия Шпаликова и Беллы Ахмадулиной. На экране мелькают женские силуэты и лица.

Перекур.

Юсси любезно соглашается со мной поговорить.

– Это не классический театр, не классическая читка, – рассказывает актер о постановке. – Аркадий назвал все это действие «читаклем». Получился такой новый вид искусства – синтез двух жанров. Идея постановки оригинальна, присутствует много экспериментальных моментов.
К слову, «читакль» на площадках города ставится не в первый раз. Ранее его можно было увидеть в Национальной библиотеке. Премьера состоялась еще в октябре.

– Мой персонаж сентиментальный, тонкий, ранимый. Быть на его месте сложно, – продолжает Юсси. – Моя задача – передать общее состояние действия. Эмоции, настроение зала я всегда чувствую. Если зритель благодарный, несомненно, играть легче, – делится актер. 

Также молодой человек отметил, что на спектакль приходят в основном женщины. 

А для него увидеть женскую сущность глазами мужчины любопытно. Да и название постановки говорит само за себя. 

Возвращается Аркадий. 

– Готов, негодник? – грозно спрашивает он. 

Юсси отвечает улыбкой. 

В этой сумбурной сцене Юсси предстоит с разбега запрыгнуть на стул. 


– Скомкал опять все! Стул упал! – восклицает режиссер под конец действия. 

– Мне нужно привыкнуть! – отзывается молодой человек. В последующие несколько минут он упорно запрыгивает на стул. Снова и снова. 

В следующей сцене звучит напряженная музыка. Актер читает.

– Стоп, Юсси! Заполни собой всю площадку! Побегай по сцене! Это кульминация! – кричит руководитель. Иногда Аркадий даже выбегает на сцену, чтобы пояснить что-то face to face. Теперь он, уже из зала, просит повторить сцену сначала.

– Ладно, давайте, – устало доносится со сцены. 

– Не «давайте», а «с удовольствием!»

В одной из сцен актеру для передачи сложных чувств и эмоций даже приходится надеть противогаз! Аркадий неустанно комментирует:

– Ведь ты задыхаешься! Ноги становятся ватными, тебя охватывают судороги, руки двигаются импульсивно… 

Юсси послушно повторяет действие, стараясь следовать указаниям автора.

– Нет, ты сейчас не задыхаешься, ты пьян! – как всегда эмоционально реагирует руководитель. Со сцены в ответ слышится смех. Молодой человек не теряет оптимизма.

Действие продолжается. Под аккомпанемент лиричной композиции «Mad World» Юсси в очередной раз показывает, как его герой задыхается и едва стоит на ногах. Он уже не энергично двигается, а с большим усилием делает каждый шаг. Ослабляет галстук, снимает пиджак, чтобы стало хоть чуточку легче. Но маэстро все еще «не верит»:

– Ты какой-то стриптиз показываешь!

Аркадий требовательный и строгий руководитель. Юсси по этому поводу сказал:

– Аркадий меня строжит, и я этому рад. Необходим «кнут и пряник». Как актеру мне нужно, чтобы меня похвалили, когда все получается. И, в то же время, если я играю из ряда вон плохо, или не играю вовсе – мне важно об этом знать. 

Сюжет основан на размышлениях главного героя. Он говорит о самых разных вещах, начиная разговорами о фазах человеческого сна и заканчивая сотворением всего живого и неживого на земле. И, конечно, о любви.

«…Чтобы влюбиться, человеку достаточно 0,38 доли секунды. Когда человек влюбляется, внутри у него происходит большой взрыв и рождается новая Вселенная! Вселенная любви, бесконечность которой представить невозможно…»

Спектакль о любви к женщинам. Поэтому большую часть действия занимают рассуждения о женщинах и о том, как порой непросто их понять. Чтец упоминает даже коварных самок богомола, известных своей кровожадностью по отношению к самцам (герою напрашиваются некие параллели!). И, все-таки, он восхищается женщиной, стремится понять ее чувства. 

– Посмотришь порой на проходящих мимо женщин – взгляд в пол! – делится наблюдениями автор Аркадий Самойлов. У них масса проблем и забот, серые унылые лица. А женщина должна быть счастливой и цветущей! Пока она проводит время в делах, у нее не остается времени быть такой, какая она есть. Я узнал, что во сне, оказывается, мозг не только не отдыхает, но работает даже интенсивнее, чем днем. И может быть там, во сне, женщина такая, какая и должна быть. Настоящая!

Финал. Актер произносит главные слова. 

«О чем думает женщина, когда спит, наверное, не знает никто. Да и знать не может. Это одна из великих тайн природы. Мужчины, обращаюсь к вам. Когда выйдете на улицу, посмотрите на спешащих мимо вас женщин. Нет, не так, как обычно мужчины смотрят на женщин, провожая их взглядом. Постарайтесь представить, постарайтесь почувствовать, о чем она думала, когда спала. Если вам при этом удастся заглянуть ей в глаза, вы обязательно что-то почувствуете. Что-то неуловимое, о чем невозможно сказать. Да об этом и не говорят. И она тоже обязательно почувствует. За 0,38 секунды»


                                                                                                                          НАТАЛЬЯ ЖАМОВА

                                                                                                                          ФОТО: ЭДУАРД ТУР